Как использовать технологии в «дошколке»: опыт гимназии ИЦ Сколково


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

С 2019 года в международной гимназии ИЦ Сколково проект Promethean Innovation Hub проводил первое серьезное исследование о том, как технологии помогают обучать и развивать дошкольников. Руководитель программы дошкольного образования Сожида Басирова и педагог-психолог Александра Гервиц поделились с Педсоветом его результатами. 

О проекте

Проект Promethean Innovation Hub объединяет передовые школы по всему миру. Они исследуют и тестируют инновационные методы обучения, чтобы выбрать лучшие из них и помочь коллегам адаптировать технологии для своих учебных задач. 

Методология проекта — исследование в действии — включает четыре этапа:

  1. Действие — преподаватели внедряют технологии в игровую и развивающую деятельность детей трех-семи лет.
  2. Наблюдение — специалисты отмечают, как ребята реагируют на интерактивный формат занятий: увлекает ли их деятельность, лучше ли они запоминают информацию.
  3. Рефлексия — в зависимости от наблюдаемых результатов технологию корректируют.
  4. Планирование — рабочие методики впоследствии собирают в сборник рекомендаций для педагогов дошкольного образования в России и за рубежом.

В начале проекта педагогов гимназии ИЦ Сколково научили работать с интерактивной панелью ActivPanel и программой ActivInspire. С их помощью учителя создали учебные материалы, которые сразу же использовали в работе.

Специалисты наблюдали за деятельностью ребят и отмечали для себя важные моменты: 

«Кто-то из преподавателей делал пометки „на полях“, а кто-то создавал целые чек-листы. Затем педагоги встречались, улучшали материалы, снова наблюдали. Так проходило минимум два круга», — поясняют эксперты.

Задания, к которым дети проявляли устойчивый интерес, включили в пакеты интерактивных учебных материалов для работы с дошкольниками. Ими педагоги ИЦ Сколково делились друг с другом и коллегами из других учебных заведений.

Советы педагогов Сколково коллегам

Технологии для «дошколки» еще не стали повседневностью — многие воспитатели просто боятся к ним подступиться. Но педагоги-первопроходцы утверждают, что применение цифровых инструментов:

  • делает учебный материал более наглядным;
  • обеспечивает игровую интерактивность;
  • позволяет перейти к активному, деятельностному обучению;
  • повышает мотивацию детей, мобилизует их познавательный интерес;
  • учит использовать технологии уже в раннем возрасте.

При этом правил для внедрения инновации не так много, и они просты. На первом этапе достаточно соблюдать три принципа:

  • Использовать технологии дозированно.

Это поможет сохранять у детей интерес. К тому же в рекомендациях Роспотребнадзора время, которое рекомендуется проводить дошкольникам за монитором, ограничено десятью минутами. 

  • Применять интерактив в начале занятия.

Такой учебный материал выполняет роль «сюрприза», после которого дети определяют и формулируют тему занятия. Это активизирует ребят, развивает у них исследовательское поведение и настраивает на поиск решения. 

  • Вовлекать и мотивировать.

Неусидчивые дети, которых сложно увлечь, скажем, рисованием, при этом старательно выполняют задание на интерактивной доске, чтобы потом представить свою работу на экране. 

Технологичные игры для «дошколки» 

Педагоги гимназии ИЦ Сколково использовали в работе с малышами интерактивные игры, созданные в программе ActivInspire

Время на создание каждой — от одного до трех часов. 

Задания развивали у ребят навыки чтения и речи, логическое мышление, анализ и ориентацию в пространстве.

  1. Игра «Чей это дом?»

Возраст: старшая и подготовительная группы.

Идея: дома отражают культурные влияния и местные условия. 

Задача детей: определить по фотографиям, в каких домах живут люди в указанной местности. 

Ребята высказывают свои предположения, а преподаватель наводит «волшебную лупу» на местность, и на ней появляются постройки, чтобы дошкольники могли убедиться в правильности своего ответа.

«Мы предлагали ребятам также создать ленту времени: от первобытного жилища — до современного дома. Они по очереди выходили к доске и распределяли интерактивные дома в то или иное временное пространство», — рассказывает Сожида Басирова.

  1. Викторина «Своя игра» по теме «Профессии» 

Возраст: подготовительная группа.

Идея: по инструментам труда можно определить профессию.

Задача детей: самостоятельно выбрать и распределить инструменты работы по профессиональным отраслям. 

Дошкольники выходили к интерактивной доске и выбирали из массы предложенных только те предметы, которые подходят представителю той или иной профессии — строителю, врачу, музыканту.

  1. Занятие «Путешествуем по миру»

Возраст: подготовительная группа.

Идея: изучить культуру, традиции и обычаи разных народов. 

Задача детей: соотнести элементы культуры и страну, представить себя жителями других стран.

Повторяя за диктором, ребята приветствовали друг друга на разных языках, соотносили флаги страны с названием государства, распределяли материки на цифровой карте мира, проигрывали культурные обычаи. 

  1. Игра «Собери сказку»

Возраст: средняя группа

Идея: можно рассказать историю, зная только несколько деталей.

Задача детей: объединить персонажей и события одной сказки и пересказать ее.

На интерактивной доске представлены герои и атрибуты двух разных сказок. Поделившись на команды, дети распределяют элементы в нужную группу, а затем пересказывают сказку, используя эти опорные точки.

Ребятам предлагали также собирать слова из слогов, решать кроссворды, составлять пары похожих геометрических фигур и другие задания. 

Важно! 

В процессе игр и выполнения заданий педагог никак не оценивает ребенка. Если задание выполнено неверно, интерактивный элемент просто отскакивает назад и малыш сам видит, что ошибся. При этом он понимает, что исправить ошибку можно, приложив усилие и хорошенько подумав.



 

Партнерский материал

Дошкольное образование Игровое обучение Технологии
Участники